Долгое время авторство "антикварных историй" о привидениях, вышедших
примерно в 1910 году под псевдонимом Ингульфус в двух кембриджских
журналах, было тайной. Предположения о возможном авторе простирались от
Джона Эллиса Мак-Таггарта, профессора Тринити-колледжа и знатока Гегеля,
до Артура Бенсона и даже самого М. Р. Джеймса. Лишь когда 8 разрозненно
выходивших рассказов были собраны и опубликованы вместе в 1919 году в
издательстве W. Heffer & Sons под названием "Tedious Brief Tales of
Granta and Gramarye", автор открыл своё настоящее имя, занеся в скобки
рядом с псевдонимом: "Артур Грей, ректор колледжа Иисуса"
(Джизус-Колледж). Артур Грей родился 28 сентября 1852 года,
посещал частную школу Блэкхелз в Лондоне, а затем пошёл в кембриджский
колледж Иисуса. Как многие учёные "джеймсовской республики", Грей всю
жизнь оставался верен своей однажды избранной альма-матер. После
завершения учёбы он поначалу был выдвинут в ранг Fellow (что-то вроде
приват-доцента), позже в ранг тутора Джизус-Колледжа. Когда в 1912 году
его, наконец, назначили ректором (Master) этого учебного заведения, он
стал первым за 400-летнюю историю колледжа человеком без духовного сана,
которому позволили занять этот пост. В противоположность ко многим
другим профессорам, проводивших жизнь в хиггинсовской традиции
убеждённого холостячества, Грей был женат с 1882 года на Алисии Оноре
Джелл и стал отцом шести сыновей. Он надолго пережил жену и достиг для
тогдашних условий прямо-таки библейского возраста: 87 лет. 12 апреля
1940 года он умер в помещениях служебной квартиры, занимая пост ректора,
сохранив до конца живой ум и неплохое здоровье. Литературная
деятельность была для Артура Грея преимущественно хобби. Главным образом
ректор уважаемого колледжа занимался исследованием Шекспира ("Зять
Шекспира", 1939, "Глава из юности Шекспира", 1926) и историей Кембриджа.
Если его вклад в шекспироведение был скорее эфемерным (в одном труде он
рассуждает, был ли Шекспир в молодости пажом в поместье некоего
сельского аристократа), то исторические работы о городе Кембридже в
общем, и особенно о Джизус-Колледже достойны чтения до сих пор.
Интересный пример - книга "Cambridge and Its Story" (1912), освещающая
историю университета в форме рассказов, от Эразма до Теннисона. Да и его
истории о привидениях, которые, за исключением одной, разворачиваются в
колледже Иисуса, кажется, прямо связаны с его изучением истории
колледжа. Неудивительно, что Грей для этих прозаических боковых
отростков своей страсти к истории выбрал псевдоним Ингульфус. Реальный
Ингульфус - саксонский монах, скончавшийся в 1109 году - написал историю
своего Кройлендского аббатства в графстве Линкольншир, известного с 716
года и принадлежавшего ордену бенедектинцев. Имя Ингульфуса связано с
одной из самых известных литературных мистификаций в английской
литературе: ему приписывалось написание истории аббатства на латинском
языке, вымышленность или подложность которой более чем очевидна.
Рассказы Грея о былых университетских временах - с вкраплениями
действительных или искусно имитирующих достоверность документальных
свидетельств, вкупе со специфически окрашенным юмором - близки по
стилистике рассказам Монтегю Р. Джеймса с их "антикварной" тематикой.
Рассказ "Некромант" рассказывает о происшествии времён "счастливой
революции" (1688/1689) и впервые выходила в "Cambridge Review" от 17.
10. 1912 года. Особняком стоит история "Suggestion" (впервые вышла в том
же журнале в 1925 году 23 и 30 октября с продолжением), не вошедшая в
первый сборник 1919 года. Она не совсем типична для Грея. Место её
действия не Джизус-Колледж, а совершенно вымышленный Бишоп-Колледж. В
этих историях сверхъестественное происшествие лишь поверхность, на самом
же деле речь идёт об изнурённых, склонных к бредовым представлениям
душам героев - тематика, отличающая Грея от Джеймса и сдвигающего его к
По и Мопассану. В этом аспекте Артур Грей кажется актуальней, чем может
дать понятие барочная, на первый взгляд, вязь его текстов. Ещё одно
отличие от Джеймса: типичный барочный стиль Грея доводит до крайности
тягу Джеймса к кольпортажу старинных документов тем, что его язык,
латинизирующий или барочно-витиеватый, не ограничивается вымышленным
документом, а становится характеристикой самого текста.
Администрация ответственности за содержание материала не несет и убытки не возмещает. Незаконная реализация карается законами РФ и Украины: "Об авторском и смежном праве".
При копировании материала, ссылка на сайт обязательна!